Сегодня поговорим о том, как приватизировать комнату в общежитии или коммунальной квартире, на которую они имеют законные права. Приватизировать сегодня комнату является весьма болезненным процессом. Это связано со сбором документом и медленным ходом действий. Главным правилом будет правильное планирование определенных действий по достижению положительного результата. Для этого нужно разобраться, какие же бумаги нужно подавать, в какой орган и с какими материальными затратами придется столкнуться.
Можно ли приватизировать комнаты
Содержание
Законодательство РФ предусматривает приватизацию комнат в общежитии и коммунальной квартире. Это относится к жилью, находящемуся на балансе муниципалитета либо организации. Чтобы приватизировать помещение предусмотрен обычный порядок и посредством обращения в судебные органы.
Условия приватизации
Для приватизации комнаты в общежитии нужно соблюсти некоторые обязательные условия. Для каждого вида комнат они разные.
Для муниципального жилья:
- наличие поданного заявления гражданина (или нескольких человек) и согласие муниципального органа;
- согласие всех проживающих в комнате жильцов;
- наличие контракта социального найма или ордера;
- справка или иной документ, подтверждающий нахождение комнаты в общежитии на балансе муниципалитета;
- отсутствие долгов по коммунальным платежам;
- отсутствие обременений на жилое помещение.
Для жилья, находящегося в собственности определенной организации:
- перевод комнаты с баланса организации на баланс города;
- заключение сначала соглашения социального найма с городом, затем – договора о передаче в собственность;
- отсутствие долгов по коммунальным платежам;
- отсутствие обременений на жилое помещение;
- наличие трудового договора с лицом, проживающем в комнате;
- наличие причины для приватизации площади в общежитии – производственная травма, выслуга лет, отсутствие иного жилья, наличие несовершеннолетних детей ли детей сирот (работник пропал вез вести), выход на пенсию.
Пошаговая инструкция
Приватизация комнаты в общежитии требует определенного порядка действий. Они включают сбор информации о собственнике жилья, перечне документов для регистрации, стоимости платежей и сборов.
Выясняем, кто собственник комнаты
Для того, чтобы узнать собственника комнаты в общежитии, следует обратиться в МФЦ или Росреестр. Это можно сделать напрямую или же посредством электронного портала Госуслуги. Стоимость выписки от 250 рублей. Электронный документ приходит на указанную электронную почту в течение 5 рабочих дней.
ВНИМАНИЕ! Срок актуальности сведений, указанных в выписке – 30 дней. В ней будут указаны все собственники (текущие и предыдущие), обременения, кадастровый номер и кадастровая стоимость объекта недвижимости, технический план расположения, чтобы приватизировать помещение.
Далее действуем в зависимости от полученных сведений:
- Если собственник – населенный пункт, то можно сразу переходить к пункту сбора документов.
- Если собственник – организация, то сначала нужно перевести комнату на баланс муниципалитета и заключить на нее соглашение соцнайма.
Перевод на баланс муниципального образования
Когда комната находится на балансе организации, то ее сначала переводят на баланс муниципалитета, а затем приватизируют. Приватизировать можно только муниципальное жилье. Служебное жилье с баланса организации приватизировать нельзя. Нужно сначала поменять статус и соглашение соцнайма заключить, а затем появляется возможность его приватизировать.
Для этого нужны уважительные причины (выход на пенсию, производственная травма и прочее). Если возможность приватизировать на конкретном предприятии есть, то от гражданина понадобится заявление по форме, разработанной данным учреждением.
Далее изменением статуса и переводом с баланса на баланс занимается администрация учреждения и администрация муниципалитета. Гражданин в данном случае просто ждет окончания процедуры.
Подробнее о приватизации служебного жилья читайте здесь.
Заключение договора соцнайма
Государством определен перечень категорий граждан, имеющих право на заключение договора социального найма с муниципалитетом. Это:
- малоимущие граждане (порядок признания таковыми прописан в нормативных правовых актах РФ);
- граждане, имеющие инвалидность;
- иностранные граждане (при наличии весовых оснований);
- граждане, зарегистрированные в качестве нуждающихся (критерии указаны прямо в законе);
- иные граждане, указанные в нормативных правовых актах субъектов РФ.
После положительного решения и движения очереди уполномоченное лицо приглашает человека заключить договор социального найма. Он содержит наименование уполномоченного органа, его адрес, характеристику и кадастровый номер жилого помещения, сведения о человеке и членах его семьи, сведения об обременениях, задолженностях, правах и обязанностей сторон, подписи и печать муниципалитета.
Типовой договор социального найма загрузите по этой ссылке.
Собираем документы
Граждане должны уточнить, какие документы нужны, чтобы приватизировать жилье. Обычно это могут быть:
- собственноручно заполненное заявление (регистрирует сотрудник муниципалитета) с подписями всех участников приватизации;
- отказы граждан, не желающих приватизировать комнату – удостоверяются нотариально или сотрудником принимающего ведомства на приеме;
- оригиналы паспорта гражданина и членов его семьи, свидетельства о рождении их копии (удостоверяет и проводит сверку сотрудник муниципального образования);
- договор соцнайма или распоряжение о вселении, ордер;
- выписка с лицевого счета, справка о прописанных;
- техническая документация (если имеется).
Перечень бумаг может отличаться от места расположения общежития (регион РФ). При наличии всего пакета полностью муниципалитет подписывает договор передачи комнаты в общежитии в собственность и ставит печать. Это служит основанием для регистрации жилого помещения.
Заключаем договор передачи жилья в собственность
Чтобы приватизировать комнаты в общежитии с муниципалитетом или конкретной организацией заключается специальный договор о передаче жилья в собственность гражданину или нескольким лицам. Формы бланков в разных субъектах Российской Федерации отличаются, однако общая структура примерно следующая:
- название документа;
- наименование государственного органа или организации, адрес и контактные данные;
- сведения о передаче в собственность объекта недвижимости (технические характеристики, адрес, кадастровый номер);
- наименование лиц, проживающих совместно (в том числе и несовершеннолетние);
- если будущих собственников несколько, то указываются размеры долей;
- запись об отсутствии обременений;
- сведения о количестве экземпляров;
- подписи сторон;
- печать уполномоченного органа или организации.
Пример договора передачи комнаты в собственность смотрите по этой ссылке.
Регистрируем право в Росреестре
Регистрация права собственности на объект недвижимости происходит только при наличии определенного перечня документации, требуемой в Росреестре или МФЦ. Стоимость услуг – 2000 рублей. Потребуется:
- заявление о регистрации права (форму заполняет регистратор МФЦ на приеме, заранее заполнять не нужно);
- договор социального найма или ордер с проставленный резолюцией от уполномоченного должностного лица муниципалитета или организации, а также договор передачи жилья в собственность;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- паспорта и свидетельства о рождении для несовершеннолетних;
- выписка из домовой книги;
- заверенные нотариусом отказы лиц от приватизации, проживающих совместно с будущим собственником (если имеются);
- технический паспорт на комнату в общежитии.
Срок и стоимость приватизации
Общий срок сбора всех необходимых документов и всех процедур может занять около 3-4 месяцев. Если придется обращаться в суд, срок увеличится.
Сама приватизация помещения в общежитии бесплатна. Дополнительные расходы:
- Нотариальное удостоверение отказов от лиц, проживающих в помещении, могут отличаться в зависимости от региона проживания, но не более 2000 рублей за 1 бумагу.
- Государственная пошлина за регистрацию права в МФЦ в размере 2000 рублей.
- Сопутствующие юридические услуги (при необходимости) от 15 000 рублей.
Сложности
Приватизация комнаты в общежитии может вызвать определенные сложности в процессе подготовки и оформления документации. Порой могут возникнуть ситуации, при которых просматривается отсутствие подтверждения найма или наличие большой задолженности. Но российскими законами предусмотрены выходы даже в подобных случаях.
Если нет договора соцнайма или ордера
Бывают ситуации, при которых отсутствует ордер или договор социального найма. Человек или проживающие с ним совместно лица могут обратиться по месту жительства в муниципалитет для выдачи дубликата, чтобы приватизировать помещение. Также сотрудники уведомят о возможности оформления необходимых документов, условиях и сроках. Подтверждением такого права может служить постоянная регистрация по месту жительства в паспорте. После выдачи всех отсутствующих бумаг можно приступать к подаче заявления, чтобы приватизировать комнаты в общежитии. Если договор соцнайма заключался с иными гражданами, то выдача дубликата не положена.
Приватизация с долгами
Российским законодательством не установлено запрета, чтобы приватизировать комнаты в общежитии с долгами. Но в большинстве случаев лиц, проживающих в помещении, обязывают уплатить задолженность перед окончанием процедуры. Так как сам договор соцнайма предусматривает своевременную оплату коммунальных платежей. Для утвердительной резолюции от должностного лица муниципалитета нужно будет добавлять пункт в официальный текст договора, разрешающий внести оплату после регистрации в Росреестре (нужно смотреть региональное законодательство). У граждан есть право в данной ситуации на обращение в суд при отказе приватизировать объект недвижимости.
ВНИМАНИЕ! Если все же уполномоченный орган согласится на уплату долгов после совершения регистрации в Росреестре, то полная сумма задолженности ляжет на всех собственников в равных долях. Приватизация комнаты в общежитии, находящейся на балансе организации, с долгами невозможна.
Приватизация через суд
Приватизация комнаты в общежитии может происходить и через суд. Данный способ применяется при:
- несогласии иных лиц, проживающих в комнате общежития – просят выселить несогласного (госпошлина 300 рублей);
- отказе уполномоченного органа – просят признать право на приватизацию (отказы оспариваются бесплатно).
Бланк искового заявления можно скачать бесплатно здесь.
Для заявления, чтобы приватизировать помещение, понадобятся следующие документы:
- паспорт гражданина РФ;
- договор социального найма или ордер;
- копии заявления и отказа уполномоченного органа или организации о приватизации комнаты в общежитии;
- выписка из домовой книги;
- квитанция об уплате государственной пошлины.
По отзывам собственников жилых помещений и должностных лиц муниципальных органов видно, что приватизировать комнату в общежитии возможно. Для этого потребуется собрать документы, оформить соглашение и зарегистрировать свое право в ЕГРН. Если гражданин или граждане имеют полное право на получение комнаты в собственность, то никто не может им отказать в осуществлении своих прав, чтобы ее приватизировать.
Если статья заинтересовала читателя, он может поделиться ею в социальных сетях или поставить лайк.
Также на портале есть возможность задать вопрос дежурному юристу в чат или записаться на бесплатную консультацию через специальную форму в углу экрана.
Читайте также: порядок приватизации квартиры по соцнайму.