Согласно данным, предоставленным Центральным банком РФ, в 2024 году общий портфель займов микрофинансовых организаций вырос до 550 миллиардов рублей (его стоимость примерно на 30% больше, чем годом ранее). При этом заемщики принимали решение оформить онлайн займ, относящихся к категории среднесрочных, также увеличилась, достигнув 60% от общего числа выданных микрокредитов. Однако доля PDL займов, напротив, уменьшилась до 24%.
«Крупные микрофинансовые организации стараются предоставлять именно среднесрочные займы. Но количество их выдач от общего объема все равно не превышает 50%. На текущий момент можно с уверенностью утверждать, что доля краткосрочных микрокредитов все еще превышает половину от общего объема выдач», – такого мнения придерживается Константин Шарапов, генеральный директор МКК «Академическая».
Эксперт также поясняет: «Сейчас МФО стараются активнее использовать новые финансовые инструменты, параллельно оценивая эффективность их работы. Разумеется, не все финансовые игроки могут предоставлять своим клиентам среднесрочные ссуды. Все из-за острой нехватки фондирования. Текущая ситуация, в частности, сложилась потому, что IL-займы требуют более продолжительной оборачиваемости. В это же время стоимость фондирования данного финансового процесса также находится на крайне высоком уровне».
По мнению Александра Пустовита, руководителя компании Moneyman, люди все чаще обращаются в МФО для оформления именно среднесрочного займа. Обусловлено данная ситуация тем, что им приходится это делать после того, как банк отказался предоставлять потребительский кредит.
«Согласно имеющимся у нас данным к концу текущего года на краткосрочные займы будет приходиться не более 20%. Параллельно с этим ожидается, что POS-кредитование также будет расти», – считает Александр Пустовит.
Данные по просроченной задолженности
Содержание
Размещенные ЦБ РФ статистические данные говорят, что доля задолженностей в МФО, по которым заемщики просрочили платежи, остается примерно на том же уровне, что и годом ранее. Так, показатель NPL 90+ не превышает 31%, а NPL 1-90 составляет чуть больше 11%.
Принимаемые меры по ужесточению регуляторных мер
В размещенном Центральным банком РФ отчете также говорится, что организации стараются соблюдать все введенные регулятором ограничения. Можно наблюдать, что ПКС по микрозаймам IL и PDL начинают постепенно сближаться, однако все еще находятся ниже установленной государством планки.
Сложившиеся рыночные условия напрямую повлияют на снижение чистой прибыли микрофинансовых организаций. При этом конкуренция между ними будет только возрастать. МФО, предлагая более выгодные условия сотрудничества, постараются удержать старых клиентов, параллельно привлекая новых.
Основные перспективы отрасли
Согласно отчету, предоставленному ЦБ России, принимаемые им меры оказывают прямое воздействие на финансовую деятельность МФО – уровень их дохода демонстрирует снижение. Так, по итогам первых 9 месяцев 2024 года доходность микрофинансовых организаций уменьшилась на 36 миллиардов рублей (примерно на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Также порядка 30% всех МФО, функционирующих на территории России, работают в убыток.
Действия регулятора приводят к тому, что рынок микрофинансовых услуг начал стремительно меняться. Ряд МФО оказались неспособны подстроиться под новые рыночные условия и вынуждены прекращать свою деятельность. В особенности это касается небольших компаний, которые не могут внедрить современные технологии в процесс выдачи микрозаймов.
«Согласно данным ЦБ РФ, в прошлом году из реестра были исключены около 200 микрофинансовых организаций. Так, на начало текущего года их общая численность составляет порядка 900 штук. По этой причине можно наблюдать переход основной части рынка к крупным компаниям, поскольку только они способны сохранять устойчивость при текущей финансовой ситуации. Вероятно, к концу 2025 года общая численность микрофинансовых организаций вполне может снизиться еще на 15%», – утверждает эксперт.
При этом, даже учитывая столь непростые рыночные условия, фиксируется открытие новых микрокредитных компаний. Объясняется это тем, что крупные кредитно-финансовые организации и маркетплейсы стали активнее выводить на российский рынок свои дочерние структуры с целью собственного развития. Однако, в большинстве случаев, такие шаги не ведут к увеличению общей доходности бизнеса. Среди основных причин этого можно выделить прошлогодний рост ключевой ставки, а также увеличение маркетинговых расходов, направленных на привлечение новых клиентов.