Любой клиент микрофинансовой организации может столкнуться с проблемами при погашении долга — из-за потери работы, серьезного заболевания или по какой-либо иной причине. Также не все, кто берет займы онлайн, ответственно относится к оплате долгов. Если не внести платеж вовремя, образуется просрочка. Что же делать в такой ситуации, чтобы минимизировать негативные последствия?
Для начала необходимо связаться со специалистами службы поддержки микрофинансовой организации, рассказать им о наличии проблемы с деньгами, объяснить причину ее возникновения и сообщить, когда удастся погасить долг. Телефонный разговор лучше записать, а текстовый диалог — заскринить, чтобы в будущем не возникло недоразумений.
Впрочем, сотрудники МФО наверняка начнут звонить сами — сразу же после образования просрочки. Не стоит скрываться от них — это может быть расценено как нежелание исполнять свои финансовые обязательства, из-за чего компания, опасаясь невозврата средств, сразу же подаст иск в суд.
Иногда МФО может попросить предоставить доказательства попадания в сложную жизненную ситуацию — например, медицинскую справку, подтверждающую, что заемщик перенес тяжелое заболевание. Если компания сочтет причину образования просрочки обоснованной, то предложит реструктуризацию: под этим подразумевается изменение условий договора — например, продление его срока действия (важно учитывать, что это приведет к увеличению итоговой переплаты, так как будет начислено больше процентов) или даже списание части задолженности либо снижение ставки.
В любом случае возникновение просрочки влечет за собой начисление штрафа и пеней. Их размер варьируется в зависимости от микрофинансовой организации: точные цифры указываются в договоре, но они не должны превышать установленных законодательством значений. Если сумма долга крупная, переплата из-за штрафных санкций может оказаться весьма внушительной. И тогда стоит ждать коллекторов, которые будут настойчиво требовать вернуть деньги.
Следует быть готовым к тому, что микрофинансовая организация передаст информацию о возникновении просроченной задолженности в бюро кредитных историй, из-за чего в будущем заемщик может столкнуться с отказом в выдаче, к примеру, ипотеки или даже нового микрозайма. Кроме того, потребуется оплатить ещё и судебные издержки, если компания подаст иск.
МФО вправе предлагать реструктуризацию, но не обязаны идти клиенту навстречу. В случае отказа стоит подумать о рефинансировании — оформлении нового займа для погашения старого. Некоторые компании готовы одобрить заявку даже тем, кто уже допустил просрочку.
Рефинансирование поможет остановить начисление штрафов и пеней, однако нагрузка на бюджет из-за нового займа все равно может оказаться серьезной. Чтобы избежать крупной переплаты, стоит подумать о перекредитовании в банке, где ставки намного ниже, чем в МФО. Но важно учитывать, что вероятность одобрения заявки потенциальному заемщику с непогашенной просрочкой низка.
Чтобы вовсе избежать переплаты, имеет смысл обратиться за помощью к друзьям или родственникам — как правило, они, в отличие от банков и МФО, не взимают проценты. Главное, вовремя вернуть деньги, чтобы не испортить отношения. А чтобы обеим сторонам было спокойнее, стоит составить расписку.
Также можно попробовать обратиться в одну из компаний, специализирующихся на урегулировании проблемных задолженностей. Ее специалисты выступят в качестве посредников, попытаются убедить микрофинансовую организацию пойти клиенту навстречу и одобрить заявку на реструктуризацию. Главное, быть крайне внимательным, чтобы не стать жертвой мошенников.
Следуя этим рекомендациям, удастся решить проблему с просрочкой, понеся минимум потерь.